Логическая память и способы ее развития

Логическая память и способы ее развития
Логическая память и способы ее развития

На сегодняшний день выделают два типа памяти: логическая и механическая. В первом случае человек вникает в информацию и запоминает ее, во втором – просто «зубрит». В статье речь пойдет о преимуществах логической памяти и основных способах ее развития.

Механическая память представляет собой заучивание материала в том виде, в каком он предлагается. Проще говоря, это обычная «зубрежка», при которой информация запоминается точно также, как и слышится или произносится. Она может быть полезна в тех сферах деятельности, в которых преобладает автоматизм. С ее помощью можно заучивать телефонные номера, новые иностранные слова, названия улиц и т.д.

Логическая память подразумевает под собой осмысление обрабатываемой информации. По-другому ее называют смысловой. Ее преимущество заключается в том, что материал запоминается не на краткосрочный, а на длительный отрезок времени (порой на всю жизнь).

Смысловая (логическая) память опирается исключительно на понимание материала. И когда кто-то жалуется, что не может запомнить какую-то нужную информацию, то он ее просто-напросто не понимает.

Немецким психолог Г. Эббингауз исследовал данную проблему через проведение опытов. Он пришел к следующему выводу:

«Чтобы заучить 36 слогов, не несущих никакого смысла, потребуется около 55-ти их повторений. Для заучивания текста, написанного в стихотворной форме, — всего 7 повторений». 

Та информация, которая не воспринимается человеком, кажется ему бессмысленной и, следовательно, не вызывает у него никаких эмоций. При этом чувства являются одним из основополагающих моментов хорошей памяти.

Развитие логической памяти

Для эффективного развития логической памяти достаточно придерживаться нескольких простых правил.

Анализ

Проводится он с целью получения ответов на вопросы:

  • Что я пытаюсь изучить?
  • Что представляет из себя данный материал?
  • Почему мне надо изучать эту информацию?

Проведение анализа позволяет составить некие схемы, наброски и таблицы, которые способствуют переводу сознания из механического понимания информации в более концептуальное.

Компиляция и декомпиляция

Любой изучаемый материал обычно разделяется на несколько логических частей. Человеку, который пытается усвоить информацию, необходимо одновременно воспринимать весь материал целиком и каждую его часть в отдельности.

Именно поэтому при изучении следует думать над тем, как новая тема (новая часть) влияет на уже разобранный ранее материал, и как она способствует пониманию общей темы. Такое мышление складывает всю получаемую информацию в некий пазл.

Связь

Смысловая память требует многочисленных связей с личным опытом, ранее полученным материалом. И чем больше связей, тем продолжительнее будет память. По этой причине мы никогда не забываем имена, даты, которые ассоциируются у нас с личными воспоминаниями.

Суть

Познание смысла, сути материала – трудный, но интересный процесс. Его цель заключается не только в запоминании нужной информации, но в получении чего-то нового для себя:

  • Узнайте историю предмета.
  • Ищите дополнительную информацию по теме.
  • Изучите биографию людей, связанных с темой.
  • Попробуйте объединить изучаемый материал с уже знакомой вам информацией.
  • Пытайтесь эмоционально вникнуть в предмет.
  • Выписывайте основные тезисы.

Повторение

Важным компонентом логической памяти является систематическое повторение. Оно выражается в пересказе изученной темы своими словами. Сложные высказывания следует заменять на понятные для себя выражения.

Главное в повторении не внешний вид материала, а понимание его смысла, сути. Вместо того, чтобы подглядывать в конспект/учебник в поиске какого-либо термина, лучше попытаться подыскать ему замену из собственного лексикона.

В случае с механической памятью пересказ производится именно заученными словами. В логической же следует воспроизводить не строгие формулировки из учебника, а смысл информации своими словами.

Упражнения на развитие логической памяти

Развивать и улучшать свою логическую память можно в игровой форме при выполнении упражнений.

Ассоциации

В игре принимают участие два персонажа: ведущий и участник. Ведущему необходимо произносить пары слов, которые связаны между собой по смыслу. Например: лететь-самолет, читать-книга, жара-лето и т.д.

На первом этапе ведущий зачитывает слова парами. Задача участника – запомнить их. На втором этапе ведущий называет лишь одно слово из пары. Задача участника – воспроизвести второе.

Лишнее слово

Количество и статусы игроков здесь идентичны: ведущий и участник.

Ведущему необходимо создать цепочку из трех слов, одно из которых будет лишним. Очевидность связи зависит от уровня умственного развития участника. Например: зонтик-Бродский-костер, экран-лебедь-стройка. Игра подразумевает под собой использование творческого мышления, т.к. единственно верного ответа может не быть.

Читайте также: