Трансакционный анализ

Трансакционный анализ
Трансакционный анализ

Трансакционный анализ (транзактный) – это психологическая система, которая позволяет провести анализ и дать определение поведению человека в обществе или индивидуально. Развилась модель из психоанализа в 1060-х годах. В основу ее создания легли работы многих именитых психотерапевтов, в том числе и Эрика Берна. Главным отличием и преимуществом трансакционногоанализа (далее ТА) является доступность и простота основных принципов.

Функции ТА помогают:

  • Научиться принимать решения, опираясь на личные потребности.
  • Определить продуктивные/непродуктивные области поведения.
  • Подавить страх перед открытым проявлением эмоций, чувств.
  • Создать новую систему личностных ценностей.
  • Обрести внутреннюю гармонию и научиться доверять себе.
  • Познать себя. 

Практиковать ТА можно в любом месте (дома, на работе, в университете и т.д.). Главное условие для применения функций анализа – наличие людей. Никаких прочих обязательных факторов нет.

Эрик Берн – 3 вида состояния личности

Э. Берн в своих трудах выделял несколько эго-состояний, которыми определяются испытываемые нами эмоции, чувства и действия в разные моменты жизни:

  1. Я-родитель. Внешним выражением состояния является чрезмерная забота и критическое поведение по отношению к другим. Внутренние ощущения схожи с видом родительских наставлений.
  2. Я-взрослый. Понятие данного состояния основывается на восприятии действительности и получении от нее обратной связи. Находящийся в таком состоянии человек спокоен, уверен в себе, организован. Он действует осознанно, трезво давая оценку своим возможностям.
  3. Я-ребенок. Главным признаком состояния является естественные побуждения, переживания и реакции, которые характерны для каждого ребенка. Человек, находящийся в таком состоянии, отличается творческим проявлением.

Периодически личность может одновременно находиться в двух эго-состояниях. Смена между ними происходит настолько быстро, что заметить ее порой вовсе невозможно. К примеру, утром каждый из нас находится в двух состояниях: Я-родитель – говорим сами себе, что пора вставать и идти на работу; Я-ребенок – не хотим вставать с теплой постели.

Назвать какое-либо состояние более важным невозможно. Гармония, которая наблюдается между ними, позволяет нам оставаться вменяемыми и чувствовать меру.

В состоянии «Я-ребенок» личность может быть импульсивной, хитрой и спонтанной. При этом отмечаются также и приспосабливающиеся (беспомощность, боязливость, трусость) и бунтующие черты (протесты, бросание вызова обществу и т.д.).

В состоянии «Я-родитель» отмечаются чрезмерная заботливость (помощь, исправление ошибок, утешение) и критика (угрозы, приказы и прямая критика).

В состоянии «Я-взрослый» личность находится на стыке двух других видов систем и трезво оценивает все возможные пути решения, выбирая наиболее оптимальный вариант.

Именно «Я-взрослый» является наиболее важным состоянием. Только он поможет правильно принять решение. Однако, для полноценной жизни эго-состояния необходимо чередовать.

Определение состояния, в котором Вы находитесь

Для выяснения вида состояния, в котором Вы находитесь, необходимо производить наблюдение за вербальными и невербальными факторами. Рассмотрим основные признаки всех 3-х эго-состояний:

  • «Я-ребенок». Фразы: я хочу, я ненавижу, какое мне дело. Внешние признаки: дрожащие губы, пожимание плечами, потупленный взгляд.
  • «Я-родитель». Фразы: мне/тебе нельзя, я/ты должен, перестань/прекрати, а вот я сделал бы иначе. Внешние признаки: нахмуренный лоб, покачивания головой из стороны в сторону, скрещенные на груди руки.
  • «Я-взрослый». Фразы: какая польза, надо посчитать/обдумать, это имеет смысл. Внешние признаки: концентрация, задумчивость, размышления.

Что такое трансакции и их типы

Под трансакциями подразумевается вербальные/невербальные взаимодействия между личностями и обмен между их эго-состояниями. Состоят трансакции из реакции и стимула. Например, стимул: «Почему ты сейчас здесь?», реакция: «Пораньше освободился на учебе».

Классифицируются трансакции по своему типу:

  • Дополняющие (=параллельные). Под таким типом понимается взаимодействие, когда стимул одного человека дополняется реакцией другого (пр. «Сколько сейчас времени?», «10 часов»). Данный тип не подразумевает конфликтов. Происходит он между личностями, эго-состояния которых сходятся.
  • Пересекающиеся (=перекрестные). В данном типе могут проявляться ссоры/конфликты. Происходит это из-за столкновения различных эго-состояний. Для примера прибегнем к бытовому диалогу супругов: муж («Я-взрослый») – «Куда ты дела мою рубашку?»; жена («Я-ребенок») – «Как всегда у тебя виновата лишь я!». Начинаются такие трансакции из колких выражений и упреков. Продолжаться они могут на протяжение всей жизни.
  • Скрытые. Подразумевают под собой наличие сразу нескольких эго-состояний в одном человеке. Посылаемое сообщение маскируется под наиболее оптимальным стимулом. При этом реакция ожидается со стороны самого скрытого сообщения. Такие трансакции могут быть основой развития психологических игр (описаны Э. Берном в книге «Игры, в которые играют люди»).

Одобрение в ТА – поглаживания

Каждый человек «Я-ребенок» ищет со стороны личности «Я-родитель» одобрение и поощрение. В трансакционном анализе такие проявления называются «поглаживаниями». Подразделяются они на три основные категории:

  • Вербальные (комплименты, похвала);
  • Невербальные (жесты, кивки, подмигивание);
  • Физические (хлопки/поглаживание по спине, рукопожатие).

Помимо этого, поглаживания могут мыть негативными и позитивными.

Для тех, кто желает больше узнать о ТА, к прочтению рекомендованы книги Э. Берна («Трансакционныйанализ и психотерапия», «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»), Т. Э. Харриса(«Я о’кей, ты – о’кей») и др.

Читайте также: