Умение понимать эмоциональное состояние

Умение понимать эмоциональное состояние
Умение понимать эмоциональное состояние

Эмоции имеют большое значение в человеческой жизни. Даже их отсутствие может говорить о целом состоянии, характеризующем поведения человека. Эмоциональное состояние человека представляет собой психическое состояние, возникающее в жизни и определяющее уровень информационно-энергетического обмена и направленности поведения.

Сегодня очень важно уметь распознавать истинное эмоциональное состояние самого себя или окружающих. Именно от него зависит направленность мыслей, общительность, поведение, мотивация и многое другое. Не понимая своих эмоций, не распознавая их, вы не сможете повлиять на них, изменить их, когда они перейдут в статус разрушительных. Заглушить то их вы сможете (при помощи алкоголя, сигарет, развлечений), но вот искоренить — не получится.

Неумение определять эмоциональное состояние собеседника может привести к открытой ссоре или конфликту. Такое бывало с каждым: общаешься с другом нормально, дружелюбно, а в ответ ловишь агрессивные фразочки.

И свое, и чужое эмоциональное состояние — важно. Поэтому статья разбита на две части. Первая из которых посвящена личному эмоциональному состоянию, а вторая — распознаванию эмоций посторонних людей.

Как распознать свое эмоциональное состояние

Разбирающийся в своих эмоциях человек может не только контролировать их, но и воздействовать на негативные, в любой момент выходить в нужное состояние и избавляться от лишних эмоций. Но чтобы начать все это делать, прежде всего, необходимо научиться разбираться со своим настроением, понимать свои эмоции, распознавать свое истинное состояние в данный момент.

Основные признаки злости

Для того, чтобы научиться управлять собственным гневом, необходимо словить момент его начала. Вам надо почувствовать все промежуточные ощущения, идущие перед самим гневом (раздражение, злость).

К физическим признакам злости можно отнести:

  • потные руки;
  • сильное сжатие челюсти;
  • дрожь на лице;
  • небольшое головокружение;
  • ноющие боли в животе.

На эмоциональном уровне злость выражается следующим образом:

  • появление обиды, подавленности, грусти;
  • возникновение желания быстро уйти, сбежать от данной проблемы;
  • проявление раздражительности ко всему, что попадается на глаза.

Также для злости характерны: прикасания к голове, появление жажды, повышение голоса, быстрый шаг. Главное — вовремя заметить признаки закипающей злости. Если вовремя этого не сделать — все дальнейшие попытки повлиять на эмоции будут тщетны.

Контролировать свое эмоциональное состояние можно одним из способов. Каждый из них предельно прост и при этом очень эффективен!

Расширение эмоционального словаря

Важность слов проявляется и на эмоциональном уровне. Попробуйте охарактеризовать каждую свою эмоцию, назвать ее определенным словом, дать ей подробное описание. Вы удивитесь, но даже у банальной грусти существует большое количество уровней. Дайте каждому из них название, по которому и будете их различать.

Хорошей попыткой станет распределение испытываемых эмоций по категориям:

  • Печаль: пессимизм, мрачность, плаксивость, сожаление.
  • Беспокойство: осторожность, стресс, тревога, чувство «типика».
  • Злость: угрюмость, раздраженность, нетерпение.
  • Боль: шок, мука, предательство, ощущение жертвы.
  • Счастье: доверие, расслабление, уверенность, благодарность, облегчение.

Отличать надо также эмоции и состояния. Главное отличие — продолжительность. Грусть можно испытывать (т.е. на протяжение короткого времени), а можно пребывать в грустном состоянии (т.е. на протяжение нескольких дней, недель).

Интенсивность эмоций

Не вешайте категорические ярлыки, не разобравшись в чувствах. Ведь в зависимости от интенсивности эмоции вы можете быть либо «слегка грустны», либо находится в «свирепой ярости». Оценивайте свои чувства по шкале от 1 до 10. Следите за их изменениями и контролируйте их.

Записывайте!

Исследования американского ученого Д. Пеннебейкера показали, что те, кто постоянно записывает свои волнения и эмоции, испытывает не только психическое благополучие, но еще и физическое. Те, кто пишет о своих чувствах, лучше их понимают. Они могут разобрать, что именно означает та или иная эмоция и как правильно с ней справляться.

Вы можете вести свои эмоциональные записи каждый день. Особое внимание на такой метод следует делать в трудных жизненных ситуациях или серьезных изменениях. Несколько советов:

  • Поставьте таймер или засеките на часах минут 20-30.
  • Записывайте свои эмоциональных переживания за последние месяцы, год в блокнот либо компьютере/телефон.
  • Не стоит идеализировать свои чувства. Пишите то, о чем думаете.
  • Выплесните застоявшиеся в голове эмоции. Необязательно все это сохранять. Главное — высказаться.

К слову, все указанные выше подходы можно использовать и для лучшего понимания эмоционального состояния постороннего человека.

Как распознать чужое эмоциональное состояние?

Реакция собеседника в диалоге не всегда зависит от ваших слов. Она может быть агрессивной или напротив легкомысленной из-за его эмоционального состояния. Именно поэтому для эффективного и продуктивного разговора необходимо учиться правильно считывать информацию о том, что испытывает в данный момент собеседник. Только после верного определения его эмоционального состояния можно подходить к подбору слов, выражений и т.д.

Искусству изучения людей и считывания информации о их эмоциях разбирает дисциплина под названием профайлинг. Для более эффективного развития навыка эмоционального познания можно пройти ее полноценный курс.

Умения считывать свое эмоциональное состояние для успешного диалога недостаточно. Если не учесть чувства собеседника и их интенсивность, то можно прийти к серьезной ссоре или конфликту. Поэтому всегда следует уделять эмоциональному состоянию особое внимание.

Социальные сигналы 

Первой частью тела, выражающей испытываемые эмоции, является лицо. Именно в него стоит пристально вглядываться для того, чтобы определить состояние чувств собеседника.

  • Лицо имеет сразу 7 выражений, характерных для каждой культуры — удивление, гнев, радость, презрение, печаль, отвращение, страх.
  • Одно выражение может передавать более одной эмоции. Например, удивление чаще всего сочетает в себе одновременно и страх, и веселье.

Изучайте выражения печали, злости и грусти. Именно эти эмоции при диалоге являются самыми важными. И если их не выявить вовремя — есть вероятность построить не самую успешную беседу. Характерными чертами проявления таких чувств считаются:

  • Слегка сведенные и приподнятые внутренние концы бровей.
  • Слегка приподнятое нижнее веко.
  • Опущенные уголки губ или дрожащие губы.

Самый главный показатель — это все же брови. Поэтому первоначально внимание следует обращать именно на них. Наблюдайте над тем, как изменяется лицо, тело, поведение человека (и самого вас) при ощущение отрицательных эмоций. Это поможет вам распознавать состояние постороннего человека.

Эмпатия

Слушайте. Внимательно. Обращайте внимание на то, что именно говорит собеседник.

К сожалению, человеческая лень не позволяет нам порой даже вслушиваться в слова говорящего. Мы не задаем уточняющие вопросы и ловим лишь поверхностные мысли и взгляды собеседника. Не бойтесь замедлить разговор: останавливайте его, задавайте вопросы, повторяйте для себя ответы. Понимая, что именно имеет ввиду собеседник, Вам будет намного проще уладить с ним контакт. Одновременно с этим стоит наблюдать за мимикой, жестами и движениями человека.

Если в вашей голове во время диалога витает зудящая мысль прервать общение или срочно высказать осуждение — не задумываясь прогоняйте ее! Осуждая собеседника (даже мысленно), мы теряет к нему интерес и внимание. Вследствие этого распознать истинное значение выражений или обратить внимание на значащие высказывания очень трудно, а порой — невозможно. Всегда будьте внимательны к человеку, с которым ведется беседа!

Изучая свои эмоции и выражения чувств окружающих, вы не только сможете с легкость контролировать свое настроение, но и исключите возможность возникновения конфликта или ссоры с собеседником. Наблюдайте, изучайте, применяйте! Удачи!

Читайте также: