Умение слушать. Развиваем навык

Умение слушать
Умение слушать

Слышать и слушать – одно и то же?

Для того, чтобы разобраться в данной теме, ответьте сперва самому себе на следующий вопрос: когда в последний раз при беседе вы уделяли больше внимания тому, что именно говорит ваш собеседник, а не обдумыванию своей последующей реплики? Чтобы ответ был правдивым, вспомните, о чем именно говорил ваш собеседник в момент последнего разговора? Как правило, сделать это достаточно трудно. Происходит это из-за неумения слышать собеседника.

Действительность современной коммуникации такова: техника, которая якобы должна обеспечивать наиболее удобное и комфортное общение, становится преградой для настоящего понимания собеседника. А ведь без понимания наладить действительно эффективный контакт невозможно! Навык слушать – это основа интерпретации и анализа поступающей информации и, как следствие, базис взаимодействия с собеседником.

На сегодняшний день проводится большое количество обучающих тренингов, на которых людей учат слушать. И это не бесполезная трата денежных средств, как кажется на первый взгляд. Развивая данный навык, вы способствуете лучшему пониманию своих клиентов, эффективному взаимодействию с ними и продуктивному сотрудничеству.

Убежденным сторонником мысли о том, что главным для создания эффективной коммуникации внутри компании служит навык слушания, является Ричард Брэнсон – основатель компании «Virgin Group» и известный бизнесмен. Свою позицию он часто выражал на презентациях и интервью. Его доводы подтверждаются научными исследованиями: активные слушатели обладают большим количеством друзей, увереннее в себе и наиболее защищены от стресса.

При почти идентичном произношении слова «слышать» и «слушать» представляют совершенно различные понятия. Умение слушать является неотъемлемой частью эффективной коммуникации и включает в себя оба понятия.

Превращаемся во внимательного слушателя

Ниже приведены несколько основополагающих принципов, которые способствуют развитию умения слушать.

Молчание

Как-то Марк Твен выразил свое мнение о том, что если бы мы должны были слушать меньше, чем говорим, то у нас было бы два языка и всего одно ухо. Поспорить с таким заключение просто нельзя, да и не стоит. Не надо занимать все внимание собеседника, концентрируя диалог лишь на собственном повествовании. Даже если вы знаете, к какому выводу идут рассуждения вашего собеседника – не перебивайте его. Позвольте ему выразить свою мысль до конца.

Концентрация

Максимально сосредотачивайтесь на получаемой от собеседника информации. Уберите все отвлекающие вас предметы (планшеты, телефоны) в сторону. Все ваши мысли должны быть направлены исключительно на говорящего (если вы действительно желаете наладить эффективную коммуникацию с ним). Не стоит переполнять разговор размышлениями о погоде, проблеме пробок или тщетности бытия.

Непринужденность

Будьте с собеседником на одном уровне. Позвольте ему расслабиться и развейте его страх или неуверенность в себе. Не забывайте о поддержании зрительного контакта. Выражайте свое внимание при помощи жестов и мимики.

Эмпатия

Эмпатия представляет собой способность понимать эмоции и чувства другого человека и разделять их. Во время беседы пытайтесь вникать в суть того, о чем повествует говорящий, не только с логической стороны, но и с точки зрения человеческих переживаний. Это поспособствует наилучшему пониманию собеседника, а также расположит его к вам.

Терпение

Если не уверены в том, что собеседник окончил рассуждения по теме, не переводите разговор в другое русло. Затянувшаяся пауза – не всегда показатель окончания повествования. Она может быть и попыткой собраться с мыслями. Поэтому не торопитесь отвечать на неоконченную речь. Будьте терпеливы.

Избавление от личных предубеждений

Во время разговора будьте беспристрастны. Не стоит раздражаться, если человек говорит слишком громко или изрядно жестикулирует. Концентрируйте свое внимание именно на том, о чем говорит собеседник, а не на том, как он это делает.

Не слова, а идеи

Ваша главная цель при диалоге с собеседником – не просто услышать выражаемые им слова, а понять их суть, уловить основную идею рассуждений. Смысл сказанного далеко не всегда очевиден и лежит на поверхности. Освоить умение его нахождения довольно трудно. В использовании данного принципа есть вероятность услышать то, что сказано не было. Поэтому не бойтесь уточнять какие-либо вопросы по поводу услышанного.

Вопросы для понимания

Далеко не всегда вопросы задаются с целью понимания сути высказанного. Они могут быть использованы для того, чтобы «потопить» собеседника или для того, чтобы показать, что он не до конца искренен с вами. В таких ситуациях трудно получить действительно эффективный разговор. Задавать вопросы следует лишь для обеспечения понимания. Все остальные варианты – лишь усугубят продуктивность беседы.

Невербальная коммуникация

Эффективность беседы в разы возрастет, если вы умеете не только слушать речь говорящего, но и воспринимать его невербальные знаки. Уделяйте внимание жестам, выражения, мимике и тону говорящего. Помощником и путеводителем может послужить сериал «Теория лжи». Сразу же определить перед собой лжеца вы, конечно, не сможете. Но создавать оживленный диалог – научитесь.

Необходимо уметь слышать не только сказанные, но и недоговоренные высказывания. Эффективное слушание включает в себя наблюдение за невербальными языковыми средствами и выявления между ними и словами несоответствий. Развивать собственные навыки эффективного слушания следует в комплексе с информацией по социальной психологии и знаниями в области невербальных средств общения.

Читайте также: